София и психея: точки соприкосновения

Источник: № 2/2011 Православний Вістник, видання Української Православної Церкви

Актуальный богословский клуб «София» был создан по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира и под патронатом Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ. Будни клуба — встречи с богословами, обсуждение острых церковных вопросов как теоретическиого, так и практического характера.

Когда я шла на встречу с одним из его организаторов, Виталием Сидоркиным, меня интересовал вопрос: за счет чего у них получилось? Почему у одного человека получается организовать вокруг себя людей, а у другого — нет? Ответы на эти вопросы всегда помогут в работе с людьми.

— Как возникла идея создания богословского клуба?

— Получив богословское образование (закончил Киевскую духовную семинарию), я хотел развиваться в этом направлении дальше, оставаться в курсе развития богословской мысли. Существует много вопросов в области богословия, в которых еще нужно разобраться. Также есть желание делиться с другими духовными знаниями, ведь они необходимы для нашего спасения, являясь духовными ориентирами на пути к Царству Божию. А начинали мы с богословского клуба при Свято-Троицком Ионинском монастыре. Затем клуб прекратил свое существование, а новый образовался уже при Кафедральном соборе в честь Воскресения Христова, в галерее «Соборная». 5 марта 2011 г. клубу исполнился год.

— Опыт вашего объеди­нения можно назвать успешным. Наверное, личный мотив — саморазвитие в области богословия — является залогом успеха?

— Да, конечно. Сама по себе организационная деятельность достаточно сложная. И для того, чтобы получилось — важно и чувство долга, и высокая степень личной заинтересованности. Ведь нужно не просто собрать вокруг себя людей, надо еще их и мотивировать к высокой активности, как говорится, зажечь. Для этого нужно самому гореть идеей, понимать свои цели. Важно ответить себе на вопрос: «Чего я хочу?».

— Тут, кстати, вспоминается миф, который часто встречается в православной среде, что для себя нужно ничего не хотеть — и тогда все получится.

— Наверное, это не совсем правильное понимание смирения. Когда человеку ничего не хочется, нет мотива, то не будет и движущей силы. Соответственно сложно сформировать цель и сам план действий. Тогда непонятно, куда идти самому и куда и как вести людей. Собираясь, мы стремимся получить удовольствие от встречи, от того, что интересно и важно знать. Если есть такая заинтересованность, люди будут собираться. Конечно же, особенно безуспешна работа «для галочки». Тогда все превращается в формализм.

— Как тебе кажется, какие твои личные качества помогают модерировать клуб?

— Существует стереотип, что человек, который становится организатором, должен быть авторитарным, уметь надавить, заставить. Мне кажется, гораздо лучше уметь находить другой подход к людям. В форме сотрудничества, общего дела, основанного на дружбе. Непосредственно при модерировании мне помогает умение чувствовать ауди­торию, понимать, когда пришло время поставить новый вопрос, возможно, перенаправить, откорректировать дискуссию. Я сталкивался с таким явлением, когда люди не умели чувствовать других людей, не умели их слушать и слышать, в итоге не понимали, когда лучше остановиться и дать слово другому.

— Встречи предполагают дискуссии. Есть ли в вашем клубе определенные правила дискуссий?

— Прежде всего, мы должны подобрать тему, которая интересует и волнует нас самих. Также по опыту мы знаем, что важно дать максимальную возможность высказаться всем желающим. У нас есть даже свое­образный «батл» — 20 минут разговоров без ограничений. Можно перебивать, выкрикивать, возмущаться, не соглашаться. Конечно же, в рамках приличий, без оскорблений. Такой «батл» может быть вставлен в любой момент дискуссии. Правилами предусмотрены доклады с презентациями. Мы приглашаем специалистов в определенной области, фактически они читают лекцию. Если выступление готовят члены клуба, то выбираем формат свободного общения, при котором каждый участник клуба может высказаться на заданную тему.

— В вашем клубе проходили встречи с протоиереем Игорем Старыниным.

— Отец Игорь совмещает в себе и богословские знания, и навыки практической психологии, занимается реабилитацией нарко- и алкозависимых в центре при монастыре Саввы Освященного в г. Мелитополе. Познакомились мы с ним десять лет назад, когда я поступил в духовное училище в г. Комсомольске (сейчас это Полтавская миссионерская духовная семинария). Там отец Игорь преподавал патрологию и догматическое богословие, историю Церкви и миссиологию. Мы хотели пригласить его и как богослова, но, на его взгляд, особо острыми и мало кем курируемыми являются вопросы созависимости и дисфункциональных отношений в православных семьях. Поэтому мы приглашаем его как практикующего психолога в этой области.

— Что запомнилось из встреч с отцом Игорем?

— Например, интересно было узнать, что не всегда то, что мы можем назвать духовным подвигом, таковым является на самом деле. А отношения созависимости, например, часто можно спутать с жертвенной любовью: когда нет понятия о своих границах, когда живешь на территории своих близких, а они — на твоей, то невозможно обрести и понять себя. А как раз понимание себя является началом личного общения с близкими и родными. Когда понимаешь, что с тобой происходит, откуда возникают те или иные эмоции, можно правильно выстраивать отношения с другими. Когда понимаешь себя, можно рассмотреть и другого, иного, нежели ты сам. Как раз «богословие общения», о котором сейчас все больше говорят в среде православных богословов, подтверждается работой отца Игоря и как священника, и как православного психолога.

— Ощущал ли ты необходимость прибегнуть к помощи психологии?

— В свое время я почувствовал, что мне не хватает некоторых знаний из области возрастной психологии и семейных отношений. У меня растет сын, и мне важно понимать, как правильно выстраивать отношения с ним. Психология дает много именно практических советов. Моя цель — воплощение православного миропонимания в моей жизни, жизни моей семьи. Это невозможно без изучения себя. Как раз психология предлагает некоторые методы, которые помогают человеку осмысленно, критически, с анализом подойти к своему внутреннему миру. Ведь важно не только видеть собственные грехи и недостатки, важно уметь разобраться в их причинах, выстроить пути преодоления сообразно твоим силам, твоему опыту, жизненной обстановке. В этом смысле между психологией и православной аскетикой есть много взаимодополняющего.

— Если кто-то заинтересуется работой вашего клуба, куда ему можно обратиться?

— Проходят наши встречи в галерее «Соборная» возле храма в честь Всех cвятых, расположенного на территории строительства кафедрального собора в честь Воскресения Христова (ул. Железнодорожное шоссе, 3). Информацию о нас можно узнать на сайте sobor.in.ua, на нашем блоге abk-sofia.blogspot.com, по телефону 093–595–12–75, е-mail: vitaliksidorkin@gmail.com.

 

Беседовала Анастасия Бондарук

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *