Оцениваем себя адекватно

Тема, которую будем обсуждать в этом месяце: САМООЦЕНКА.

Не углубляясь в теоретические формулировки, все понимают, что речь идет об оценивании себя. При этом предполагается, что оценивать можно по-разному. Поэтому, для начала предложу каждому провести самому себе небольшую методику изучения самооценки.

Для этого  необходимо приготовить бланк примерно следующего вида:

10

 

 

 

 

0

10

 

 

 

 

0

10

 

 

 

 

0

10

 

 

 

 

0

10

 

 

 

 

0

Ум Красота Здоровье Авторитет у сверстников Умение делать что-нибудь своими руками

 

Важно, чтобы все шкалы были длиной точно 10 см, это необходимо для облегчения обработки.

Как заполнять:  оцените себя по указанным характеристикам (характеристик может быть и больше, если Вас интересует что-то еще). На каждой линии  необходимо поставить три значка:

Х — насколько, по вашему мнению, это качество выражено у вас на данный момент.

О — до какого уровня, по вашему, вы можете развить это качество.

— — насколько у вас развито это качество, по мнению окружающих.

Как обрабатывать. После заполнения необходимо измерить уровень самооценки. Это делается с помощью линейки. Вы измеряете уровень, который отметили значком Х.

Результаты можно расположить в следующих диапазонах:

0-3 — низкая самооценка.

3.1-5 — средняя самооценка.

5.1-9 — высокая самооценка.

9.1-10 — очень высокая.

 

Если  самооценка очень высокая, то не исключен вариант  чрезмерного внимания к себе. Обсудите эту тему с человеком, которому вы доверяете, это поможет взглянуть на  ситуацию более объективно.

Вероятнее всего ваша самооценка находится в диапазоне среднего – высокого уровня. Это не значит, что срочно нужно начинать себя укорять или стыдить. Возможно, вы хорошо оцениваете свои успехи в той или иной области.

Хуже, если вы определили у себя низкую самооценку. Для работы с низкой самооценкой встретила прекрасное упражнение у Павла Горностая. Я  с уважением отношусь к личности и профессиональной деятельности, поэтому приведу задание, практически без изменений.

 

Описание процедуры:

1-й шаг. Возьмите чистый лист бумаги и разделите его двумя линиями на три колонки примерно одинаковой ширины. В 1-ю колонку  выпишите положительные качества, которые  можете в себе обнаружить, а во вторую – отрицательные качества. Вторая колонка может оказаться в 2-3 раза длиннее первой, что свидетельствует о проблемах с самооценкой. У кого все в порядке с самооценкой, и он не нуждается в помощи, обычно вторая колонка оказывается значительно короче первой.

2-й шаг. Изучите качества из двух списков. Некоторые качества иногда фактически дублируются: одно и то же качество в положительной и отрицательной ипостасях встречается в обеих колонках, например: жадность и бережливость, или трусость и осторожность. В этом случае нужно  вычеркните одно из них, оставив то, которое для вас значимее. Если вы  с удовольствием вычеркиваете негативные качества — отлично; обратное свидетельствует о том, что для решения проблем самооценки выполнения данного упражнения будет недостаточно.

3-й шаг. Исследуйте список негативных качеств, и для каждого из них (по возможности) найдите  положительный ресурс, который в нем есть, то есть посмотрите на это качество с положительной точки зрения. Например, если вы вспыльчивы, то ресурс этого качества в том, что  легко выра­жаете эмоции, не накапливаете обиды и т. д. Если вам не нравится ваша  излиш­няя ранимость, то положительная сторона этого в достаточной чувствитель­ности, умении реагировать на малейшие изменения в окружающем мире. В принципе, можно найти положительный эквивалент практически любому отрица­тельному качеству. Но иногда его найти не удается. Вовсе не обязательно доводить этот шаг «до конца», отдельные качества можно оставить «чисто негативными» и перейти к следующему шагу.

4-й шаг. Он аналогичен второму шагу; нужно попарно сравнивать между собой все качества из 2-й колонки с их положительными эквивалентами из 3‑й, обязательно вычеркивая одно из пары, оставляя то, которое для вас является более ценным. Если вы чаще вычеркивают качества из 2-й колонки, оставляя его положительный ресурс, то мы на правильном пути.

5-й шаг. Нужно переписать на чистый лист бумаги, разделенный на две колонки вертикальной линией, все оставшиеся не вычеркнутыми качества из первого списка. Из 1-й и 3-й колонок качества переписываются в первую, «положительную» колонку нового списка; во 2-ю, «отрицательную», перепи­сываются оставшиеся не вычеркнутыми «негативные» качества из 2‑й колон­ки. Полученная картина разительно отличается от той, которая была на первом этапе методики. Если там «отрицательная» колонка была значительно длиннее «положительной», то здесь все наоборот. Это может вызвать разные чувства: радость, удивление, гордость за себя, что свидетельствует о  хороших результатах.

Если данная методика оказалась для вас сложной, есть простые, но действенные способы повышения самооценки. Эффект от них кратковременный, но быстрый. Они больше подойдут для  тех, кто не  любит заниматься регулярным изменением себя и своего способа жизни.

 

  • узнайте и попробуйте что-то новое
  • запишитесь на аэробику, танцы, бассейн или в тренажерный зал
  • посетите парикмахерскую, салон красоты или обновите гардероб
  •  улыбнитесь
  • проявите инициативу
  • сделайте то, что можете делать хорошо
  • побеседуйте с тем, кто вас искренне любит
  • напомните себе о своих успеха
  • сделайте доброе дело

 

 

Если вам не подходит ни один из предложенных вариантов, то готовьтесь в длительное  путешествие под названием «Путь к себе».  В качестве карты хочу предложить  декларацию самоценности, предложенную В. Сатир

 

Я — это Я.

Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я.

Есть люди чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я.

Поэтому все, что исходит от меня, — это подлинно мое, потому что именно Я выбрала это.

Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были, — тревога, удовольствие, напря­жение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, — вежливые, ласковые или грубые, пра­вильные или неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самой.

Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои на­дежды и мои страхи.

Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои пораже­ния и ошибки.

Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомится с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим инте­ресам.

Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня, и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше раз­ных вещей о себе самой.

Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, — это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент.

Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видела и ощущала, что Я говорила и что Я делала, как Я думала и как Я чувствовала, Я вижу, что не вполне меня устраиваем. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самой.

Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и дей­ствовать. Я имею все, чтобы быть близкой с другими людьми, чтобы быть продуктивной, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.

Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя.

Я — это Я, и Я — это замечательно!

 

 

Успехов в формировании адекватной самооценки!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *