Дети-билингвы

Может ли в семье вырасти двуязычный ребенок?  Возможные варианты: дети от смешанных браков, где мать и отец говорят с ребенком на разных языках, например,  отец общается на английском, а мать — на французском. Или это дети из семей иммигрантов, например,  мать и отец – русские, но живут  в Германии (Греции, Чехии и пр.), родители ребенка в обществе разговаривают на языке страны, в которой проживают, а в семье между собой – на русском. Получается, для ребенка оба языка будут родные. Таких детей называют билингвами. Билингвизм, по определению У. Вайнраха —  это владение двумя языками и попеременное их использование в зависимости от условий речевого общения. 

До сих пор существует масса домыслов и мифов, – каким образом билингвизм влияет на развитие ребенка. Будет ли он сразу говорить на двух языках свободно? Или же толком не выучит ни тот ни другой и будет говорить ужасно на обоих?  Возникнет ли проблема смешения языков?
Сначала ученые считали, что билингвизм тормозит речевое (впрочем, как и интеллектуальное в целом) развитие. На самом деле, часто билингвы начинают разговаривать немного позже, чем их ровесники. Также малыши могут говорить на своей собственной смеси языков – одни слова из одного языка, другие из второго (как им интереснее или как легче произнести). Это нормально. Как считают психологи, что ребенок-билингв думает как раз на том языке, на котором и говорит  в этот момент. После 4-5 лет этот период проходит, и маленький человек осваивает оба языка, уже их разделяя.
Впоследствии ученые установили, что все же билингвизм положительно влияет на развитие ребенка —  креативности, памяти, аналитических способностей, гибкости ума.  У таких детей больший словарный запас. Им легче дается усвоение последующих языков. Помимо того, у детей-билингвов лучше развиты навыки общения — они лучше ориентируются в категориях грубость-вежливость, правда-ложь и определяют излишнюю информацию лучше, чем их «одноязычные» сверстники. «Результаты нашего исследования свидетельствуют в пользу гипотезы о том, что использование ребенком более одного языка в процессе воспитания усиливает его металингвистические способности, а билингвизм дает детям преимущество в общении, помогая им лучше оценивать коммуникативные реакции», — сообщают Майкл Сигал и его коллеги из Университета Шеффилда.
Тем не менее, успехи в развитии  ребенка-билингва определяются в том числе и социальным окружением, в котором он находится. Так, дети из бедных  эмигрантских семей, проживающих в неблагополучных  районах США и Западной Европы, разумеется, отстают от коренных жителей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *