Бегут года… О возрастных кризисах

Автор:  Юлия Карпенко


Бегут года… 
«А между тем… бегут года… 
Они неистово суровы… 
И мы, к расплате не готовы, 
Всё ропщем в поисках себя» 
Даниил Ирбитс 

Нет, на этот раз не стихи. На этот раз проза. Поговорим о возрастных кризисах.
В жизни каждого человека происходит множество возрастных кризисов. В определённом возрасте начинается тот или иной кризис, который либо успешно преодолевается, либо не преодолевается. В переводе с греческого языка слово «Кризис» означает «Суд». Итак, кризис – это внутренний суд души. Каждый кризис очень важен для человека, для его судьбы. Кстати, этимология русского слова «Судьба» раскладывается так: «Суд Божий». Получается, что жизнь каждого из нас — это совместное творчество Бога и человека либо отказ человека от участия в этом творческом взаимодействии. Но в любом случае, это совместный суд Бога и человека, Творца и творения над жизнью человека, над его душой.
Я не ставлю своей целью описание всех существующих классификаций и их научное объяснение. Просто хочу обратить ваше внимание на это явление как таковое и задуматься о нём, задуматься о своей жизни.

Возрастные кризисы:

Ранневозрастные детские кризисы:

1) тактильное общение;
2) предметная деятельность.

3 года. Кризис «Я сам» («Я сама»). Аз есмь. При успешном разрешении кризиса – проведение чётких границ личности; установка на самостоятельное существование. При неразрешении этого кризиса — возникновение риска создания психологического симбиоза и эмоциональной зависимости, препятствующей полноценному развитию и своевременному обретению самостоятельности; отказ от права на самостоятельное существование.

7 лет. Формирование субъективного отношения ребёнка к своим поступкам, в том числе и ошибкам. Впервые появляется чувство причастности к своим действиям и поступкам как положительным, так и отрицательным. Именно поэтому участие в Таинстве Исповеди установлено с 7-летнего возраста.

10 лет. Установка на успех или установка на избежание неудач. При успешном прохождении кризиса формируется установка на успех: инициативность, жизнерадостность, предприимчивость, интерес к наукам. При неразрешении этого кризиса формируется установка на избежание неудач: пассивность, конформизм, проблемы с принятием решений.

14 лет. Первый этап сепарации (отделения). Кризис дружбы. Поиск своего места в среде сверстников. Важное место в жизни занимает общение с ровесниками. Этот кризис сопровождается бунтом подростка против старых устоев в семье.

17 лет. Второй (окончательный) этап сепарации (отделения). Сепарация (отделение) предполагает выход человека из родительской семейной системы и начало самостоятельной жизни. «И оставит человек отца и мать…». Кризис любви. Поиск своей второй половинки. Начало пути к определению своего статуса в личной жизни. Потребность во взаимной любви и общении с любимым человеком. Успешное прохождение этого кризиса  характеризуется чувством радости от гармоничного общения с любимым человеком, неуспешное – болезненной эмоциональной зависимостью.
В жизни человека существуют так называемые круги интимности взаимоотношений, их несколько, но остановимся подробно на первых двух.

Первый круг (самая высокая степень интимности): «Я и мой Бог».
Второй круг (второй по степени интимности): «Я и мой любимый человек». В случае принятия монашества содержание второго круга освобождается, а его территория заполняется содержанием первого. Таким образом, первый круг расширяет свои владения за счёт второго.

30 лет. Так называемый «Кризис-30». Выход на Общественную Проповедь. Забота о воспитании будущих поколений. Потребность в признании себя самим собой. Инвентаризация всей прожитой жизни. Её пересмотр и оценка. Пересмотр системы ценностей.

40 лет. Так называемый «Кризис среднего возраста». Признание окружающими (семьёй, общиной, друзьями, публикой). Поиск своих корней и установление связи с ними.

50 лет. Кризис наставничества. Потребность во внутренних и внешних условиях для осуществления наставничества. Потребность в последователях, в их преданности и доверии. При успешном прохождении этого кризиса для человека характерна передача жизненного опыта близкому кругу последователей в Церковной общине или детям, внукам и правнукам в своей семейной системе (Малой Церкви). Для неуспешного – импульсивные и навязчивые «поучения» незнакомым, случайно встреченным людям, младшим по возрасту. Такие «поучения», как правило, имеют агрессивный характер и сомнительное содержание.

Нужно сказать, что каждый возрастной кризис – это новый этап развития человека.

Если Вы заметили, что какой-то из этих кризисов Вы не преодолели, не отчаивайтесь! Ведь Психология – это самая оптимистичная наука, а Православие – самая оптимистичная религия. В Психологии, как и в Православии нет ничего невозможного. Как преодолеть не пройденный кризис?! Первый шаг на этом пути – признание своего бессилия. Этот первый шаг соответствует первой Заповеди Блаженств: «Блаженны нищие духом…» Ведь справиться с такой задачей без Божией помощи человеку не под силу. Второй шаг на этом пути – честное горевание об ограниченности своих возможностей, о своих ошибках, что соответствует второй заповеди Блаженств: «Блаженны плачущие…». Итак, восходя по всем Заповедям Блаженств, как по ступеням, человек сможет лучше разобраться в себе и, следовательно, научиться  правильно формулировать свои запросы к Богу и с Божией помощью решать свои жизненные задачи. В Добрый Путь!

По мотивам тренинга «Взаимодействие в кругу семьи»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *